В последнее время террористическая группировка «Исламское государство» (ИГ) не сходит с новостных полос всех мировых новостных агентств. Силы группировки на отдельных участках сирийского фронта объективно истощены, и поэтому боевики резко сменили тактику. ИГ использует все свои возможности в вербовке молодого пополнения.
Недавний теракт в ночном клубе (в Стамбуле), который совершил Абдулгадир Машарипов, ошеломил весь мир. По данным МВД Турции, погибли 39 человек, 69 были ранены. Теракт был подготовлен группировкой «Исламское государство», а сам исполнитель – Абдулгадир Машарипов, проходил подготовку в Афганистане.
Это шокирующая новость потрясла все население республик Средней Азии. Позавчера был выходец из Таджикистана, сегодня из Узбекистана, а завтра может быть и из Кыргызстана или Казахстана. В настоящее время, прежде всего Кыргызстан и Таджикистан, оказываются в эпицентре большой идеологической обработки. По некоторым данным, только из Кыргызстана в Сирию отправились воевать около 800 человек.
За чем же ИГ направляет молодых людей на такие бесчинства? В чем были виноваты те люди, которые собрались праздновать Новый год? Каждый из этих погибших людей, чей-то брат, чья-то сестра, или чей-то отец или мать… Не подумал, ли этот безнравственный юноша о своих родных и близких, которые тоже могли оказаться в такой же ситуации? Довольно трудно смотреть на такие зверские поступки террористов, сохраняя хладнокровие.
20 января 2015 года КирТАГ распространила сообщение директора аналитического центра «Религия, право и политика» Кадыра Маликова о том, что «Исламское государство выделило 70 млн долларов на организацию терактов в Ферганской долине, которая включает в себя территорию южного Кыргызстана и Узбекистана».
По его словам в ИГ существует боевая группа «Мавераннахр», куда входят представители и добровольцы из Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана. По нашим данным, ИГ намерен дестабилизировать ситуацию в Узбекистане через южный Кыргызстан, то есть именно Кыргызстан тоже попадает в зону угрозы» – заявил К.Маликов.
Однако, в Узбекистане духовное воспитание молодежи является одним из приоритетных направлений государственной политики. Профилактические мероприятия по защите молодого поколения от воздействия негативных явлений здесь проводятся регулярно. Может поэтому степень риска зараженности от идеологии ИГ в Узбекистане чувствуется меньше чем в соседнем Таджикистане и Кыргызстане, и такие террористические акты, как в Стамбуле, среди граждан этой страны единичны.
В Кыргызстане осуществляют деятельность 339 религиозных учреждений, представляющих многообразие религиозных направлений и течений. Здесь функционирует свыше 1913 исламских организаций, в которые вовлечены огромное количество молодежи. Отсюда и вывод, что приверженность разным религиозным ценностям не исключает участия молодежи в других социальных или религиозных объединениях. Одним словом в Кыргызстане для молодежи нет четких механизмов противостояния пагубному влиянию экстремистских идеологий.
Еще одним особо значимым фактором является экономическая нестабильность Кыргызстана, когда уровень зарплаты в несколько раз меньше, чем в России, а большое количество молодых мужчин, не имеют работы.
Гражданин Кыргызстана, уроженец города Ош Шухрат Б., (ранее работал штукатуром и строителем в России – Чита, Тюмень, Ярославль) в 2015 году прибыл на джихад в Сирию, не зная арабского языка. Познакомился с «Абубакром» (это джихадистская кличка), который попал в Сирию прямиком из исламского богословского университета в Египте после вербовки. Стали держаться вместе. Вот, что говорит Шухрат о том, как попал в ИГ: «Я видел ролики в интернете, как имам плачет, что мусульман убивают. Стал думать об этом день и ночь. Джихад и страдание не выходили у меня из головы. Я думал об этом и думал»…
Один из арестованных моджахедов гражданин Кыргызстана Мохаммед Яхё Хакимджан рассказывает, чтов 2011 году покинул свой родной край и направился в Египет изучать Ислам в Университете ал-Азхар-уш Шариф. Не окончив второй курс обучения, в октябре 2013 года, по наставлению «проповедников» радикального ислама, он отправляется через Турцию в Сирию на войну, «во имя ислама». Второй киргиз Мухаммад Хануф Азамеджан, в отличие от своего земляка, успел пройти боевую подготовку в пригороде Алеппо и повоевать «во имя ислама».
16 июля 2015 года военнослужащие спецназа «Альфа» Госкомитета национальной безопасности Кыргызстана уничтожили четырех боевиков ИГ, засевших в одном из частных домов в Бишкеке. Боевики использовали огнестрельное оружие, в результате чего четверо спецназовцев были ранены. По предварительным данным, все четверо ликвидированных террористов были выходцами из Казахстана, которые являлись членами киргизской ячейки и занимались вербовкой в ИГ.
До 2015 года в Сирию из Кыргызстана выехало 508 человек, из которых 121 женщина. Кыргызам, которые выезжают в Сирию воевать на стороне «Исламского государства», за участие в боевых действиях вербовщики предлагают от 3 до 5 тыс. долларов.
Так, семья Тешабаевых из Ошской области Кыргызстана, в 2016 году переехала в Сирию. В России один из братьев Тешебаевых, попал под влияние вербовщиков и отправился в Сирию. Затем начал вербовать своих братьев, сестер с мужьями, которые вместе со своими малолетними детьми уехали вслед за ним.
Еще один уроженец Ошской области, 27-летний житель города Эски-Ноокат по такой же программе сначала выехал со своей семьей в Россию, потом со своей женой и двумя детьми перебрался в Сирию.
В декабре 2016 года Северо-Кавказский окружной военный суд в Ростове-на-Дону вынес приговор по уголовному делу в отношении участника террористической организации «Исламское государство», гражданина Кыргызстана Акбарова Равшана, который в 2015 году выехал в Мосул (Ирак), где добровольно вступил и прошел подготовку в террористическом центре ИГ.
Тактика террора, направленная против мирного населения, которую поддерживает ИГ не входит ни в какие рамки шариата. Об этом в Коране говорится так: «Воистину те, кто воюет против Аллаха и его посланника и творит на земле нечестие, будут убиты, или распяты, или у них будут отрублены накрест руки и ноги, или будут они изгнаны из страны» (5: 93). Это означает, что наказанием за терроризм является смертная казнь, поскольку, террористы ставят под удар защищаемые шариатом ценности: религию, жизнь, достоинство и собственность.
Сегодня мигранты из Кыргызстана все же продолжают собирать средства для отправки соотечественников в ИГ, открывают вербовочные пункты, занимаются подрывными действиями или принимают участие в боевых действиях на стороне террористических организаций. Они раскаются позже, когда узнают правду, услышат чьи-то крики, стоны, мольбы о пощаде, а сами окажутся в безвыходной ситуации.
Только силами спецслужб прекратить поток добровольцев в ИГ трудно. Для этого власти Кыргызстана должны проводить профилактические меры, чтобы просвещать население, в особенности молодежь, также усилить меры по безопасности, проводить идеологическую работу.
Накануне Нового года российские военные привезли подарки в Алеппо, печенье и шоколад, книги и тетради, сотни подарочных наборов были вручены детям. В ответ дети Сирии поздравили Россию с Новым годом, а боевики ИГ своим чудовищным терактом новогоднюю ночь 2017 года в Стамбуле превратили в траур.
Но, добро всегда побеждает зло. Так, по примерным подсчетам, число боевиков ИГ в июне 2014 года оценивали в 12 тысяч человек. В 2015 году их количество оценивалось от 20 до 33 тысяч. В апреле 2016 года количество боевиков ИГ в Сирии и Ираке рекордно снизилось (до 19 – 25 тысяч человек). В начале 2017 года количество боевиков вновь сократилось. Это говорит о том, что ИГ уже сдает свои позиции.
Сегодня перед всей молодежью Средней Азии, в том числе и Кыргызстана, стоит особая задача -искоренить ИГ. Поэтому еще острее нужно ставить вопрос о правильном воспитании молодежи, разработки механизмов противостояния экстремистской идеологии, толковании истинных законов шариата – религия, жизнь, достоинство и собственность в противовес терроризму. Самое главное, любовь к Родине, должна служить щитом против распространения радикализма.
Как гласит киргизская пословица: «Не бывает народа, не чтящего свою землю, не бывает джигита, не чтящего свой народ».
Жеринсүйбөс эл болбойт, элинсүйбөс эр болбойт.
Акинбек Алтынбеков