Sorry, this entry is only available in %ўзбек:, : and % For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

В Оше суд признал незаконными изъятие просветительских материалов на узбекском языке

В Оше суд признал незаконными изъятие просветительских материалов на узбекском языке

Суд обязал следователя вернуть изъятые материалы правозащитникам, но отказался признать действия служителя правопорядка дискриминационными.

Голос свободы

Речь идет о проекте ОФ “Бир дуйно-Кыргызстан” (БДК), направленный информирование общественности о работе ПОС-терминалов как законного, надежного и оперативного способа оплаты официальных штрафов при нарушении правил дорожного движения. Организация с декабря 2015 года по май 2016 года распространял несколько видов информационных материалов: брошюры, плакаты, аудио- и видеоролики. Материалы были подготовлены на трех языках: кыргызском, русском и узбекском.

В начале апреля активисты провели несколько встреч с населением в городах Ош, Джалал-Абад и Бишкек. На встречах участвовали представители Дорожно-Патрульной Службы (ДПС), правозащитники, юристы. Жители жаловались на действия ДПС, задавали вопросы и получали указанные материалы. Распространить материалы на узбекском языке, несмотря на спрос со стороны жителей Оша, не получилось, так как 7 апреля следователь Садыков запретил распространять их, изъяв их из автомобиля юриста БДК Фархода Камильжанова.

Были изъяты около 300 брошюр и 700 буклетов на узбекском языке. К аналогичным материалам на кыргызском и русском языках претензий не было. Правозащитники расценили это как ограничение доступа узбекоязычного населения к информации и обратились в суд.

Согласно статье 33 Конституции КР, «Каждый имеет право свободно искать, получать, хранить, использовать информацию и распространять ее устно, письменно или иным способом». В статье 1 Закона О государственном языке говорится, что «Не допускается ущемление прав и свобод граждан по признаку незнания государственного языка или официального языка».

Правозащитники в жалобе в суд также отмечали, что эти права граждан закреплены во Всеобщей декларации прав человека и Международного Пакта и Гражданских и Политических правах, участником которых является Кыргызстан. Все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту. Поэтому правозащитники обратились с жалобой в суд, в которой просят принять изъятие незаконным и обязать устранить нарушения.

Юристы «Бир Дуйно-Кыргызстан» просили суд признать незаконным и необоснованным акт изъятия вещественного доказательства, то есть, просветительских материалов. Они также просили суд признать действия следователя дискриминацией и обязать устранить нарушения. Кроме этого, как отметили юристы БДК, изъятие является следственным действием, которое должно производиться после возбуждения уголовного дела и с санкции суда, а такового не было.

В суде следователь Садыков объяснил это тем, что они не понимали, о чем печатные материалы на узбекском языке и с целью проверки отправили их в мэрию в комиссию по языку. На вопрос адвоката Салиева, «В каком порядке было изъятие — административном или уголовном?», следователь затруднился ответить, потом ответил, что в уголовном. Следователь также затруднился ответить, было ли это следственным действием, только потом, с подачи судьи сказал, что это было доследственным действием. Адвокат пояснил, что доследственными действиями могут быть осмотр и назначение экспертизы, а по факту был обыск всей машины.

Адвокат сообщил, что за 4 дня до изъятия материалов. БДК направлял в органы ДПС официальное письмо о проекте с приглашением к сотрудничеству и просьбой об оказании содействия. К письму приложили печатные материалы на трех языках и тогда они не вызвали никаких сомнений и подозрений.

Суд продолжался более двух месяцев, часто откладывался, а затем изъятые брошюры отправили в Комиссию по госязыку при мэрии Оша по ходатайству прокурора М.Атчабарова. В силу этого и других вопросов рассмотрение дела приостановилось более чем на месяц.

Дело продолжилось 23 июня. На суде адвокат Валерьян Вахитов отметил, что все равны перед законом, а это изъятие расценивается как дискриминация узбекоязычного населения. Адвокат Хусанбай Салиев сделал упор на факты превышения полномочий при оформлении протокола, проведение изъятия при отсутствии уголовного дела и санкции на обыск, а также на назначении и проведении экспертизы. Он согласился с коллегой, что это было проявлением дискриминации.

В итоге судья Жаналы Батырбеков признал действия следователя Садыкова незаконными, но не дискриминационными и обязал вернуть материалы сотрудникам правозащитной организации.

У сторон есть 10 дней на обжалование постановления суда в кассационном порядке.

Дениз Гатауллин, Голос свободы, Ош

Адрес статьи:  http://vof.kg/?p=31411

Яндекс.Метрика