(Russian) Борьба против радикально-экстремистских формирований. Таджикистан – бреет бороды, Кыргызстан – греет уши

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

В последнее время в разных регионах мира формируются зоны возрастающей нестабильности с активной вовлеченностью в этот процесс радикальных исламских организаций, движений, группировок и режимов. Этому способствует низкий уровень жизни большинства населения,  а также  несостоятельность государства противодействовать им.

Одним из таких течений является радикальное религиозно-политическое течение – ваххабизм. Приверженцы этого течения называют себя салафитами.

Впервые СМИ Кыргызстана громко заговорили о нарастающей угрозе салафизма в декабре 2009 года. Заявил об этом директор государственной комиссии по делам религии К.Осмоналиев. Он правильно преподнес основную цель салафизма: отделение мусульманских регионов от неисламского мира, а также финансирование вооруженного джихада в различных регионах мира.

Так, в Кыргызстане при мечетях в Чуйской, Ошской и других областях функционируют учебные частные дома – худжры, где местную молодежь обучают догмам радикального ислама.

По официальным данным, в 2014 году только в Наукатском районе Кыргызстана функционировало более 96 соборных мечетей, 6 медресе и 49 «худжры». В них преподают местные имамы, которые не имеют специального теологического образования и широко внедряют идеи религиозно-экстремистских организаций. В 2011 году в Кыргызстане насчитывалось около 2,7 тыс. религиозных учреждений, в которых работают приблизительно 3 тыс. имамов.

В республике существует ячейка «Джамаат Таблиг», члены которой активно сотрудничают с единомышленниками из Пакистана. Лучшие ученики отправляются в эту страну для повышения «профессионализма».

В республике активно функционируют также местные «джихадисты», которые привлекают в свои ряды молодежь и подростков. После прохождения обучения, они едут в арабские страны для повышения своего фанатизма.

Немаловажную роль в дестабилизации обстановки в Кыргызстане играет «Хизб ут-Тахрир». Эта радикальная организация, которая любой ценой борется за создание халифата. После того как, киргизский суд приговорил к расстрелу троих участников этой организации, был задержан лидер этой организации в городе Ош. В 2016 году, по информации правоохранительных органов, члены организации активно проповедовали среди местного населения «идеи свержения существующего конституционного строя» и «чуждого народу Кыргызстана халифата». Данную ячейку удалось ликвидировать.

Распространение радикальных течений Ислама в Кыргызстане, как и в других странах этого региона, угрожает территориальной целостности страны. Религиозные группы, т.е джамааты – предоставлены сами себе и не имеют связь с мусульманами, работа муфтиятов отстаёт от требований времени, в то время, когда только повышением духовности общества, можно помочь государству в осуществлении религиозной политики, а также в борьбе против радикализма и экстремизма. 

Единственный шаг, предпринятый властями для противодействия экстремистским течениям за последнее время был сделан в отношении обучения имамов. Духовное управление мусульман стало заниматься повышением уровня знаний имамов. Ведь именно имамы непосредственно контактируют с населением. С августа 2015 года им начали преподавать предметы, как религиозного, так и светского характера. Курс был рассчитан на две недели интенсивных занятий по 19 предметам, в общем 96 часов обучения. На занятиях имамы изучали Коран, Фикх, Акыйду и историю Ислама, а также государственную политику в религиозной сфере, право, риторику и культуру речи, стратегию планирования и управление временем и IT-технологии.

За год обучения курсы прошли более 2,3 тыс. человек.

В последнее время парламент Кыргызстана выступает за ужесточение наказания сторонников религиозных и экстремистских организаций, предлагая изменить законодательство и наказывать за терроризм и религиозный экстремизм, начиная с 14 лет.

Другой инициативой парламентеров является внесение в Конституцию изменений и возвращение смертной казни для террористов, как высшей меры наказания, которую на референдуме 2010 года заменили на пожизненное лишение свободы.

Предлагается также внести в закон наказание или штраф за публичное прославление или восхваление террористической или экстремистской деятельности в СМИ или интернет-ресурсах.

Законопроекты еще находятся на стадии рассмотрения и обсуждения. В случае принятия, они должны дать хороший результат.

Причиной появления в обществе радикально настроенных мусульман, является отсутствие национальной идеологии, слабость авторитета официального духовенства и нерешенные социальные вопросы. Правительство вместе с правоохранительными органами должно разработать и применять  меры для того, чтобы остановить поток денег, которые платят арабские спонсоры для продвижения радикальной идеологии.

Но в реальности, по информации ГКНБ, сегодня в тюрьмах за терроризм и экстремизм отбывают наказание, примерно, 133 человека, из них 10 приговорены к пожизненному лишению свободы. Наряду с этим, на сегодняшний день на учете МВД состоят 1,9 тыс. сторонников запрещенных религиозных организаций.

Столь высокому количеству сторонников запрещенных религиозных организаций способствует и то, что Кыргызстан граничит с Таджикистаном, где почти открыты все государственные границы. Из соседней страны приезжают религиозные экстремисты и террористы для моральной и материальной поддержки своих собратьев.  Удивительно, что в борьбе против экстремизма и терроризма в соседнем Таджикистане вместо того, чтобы в головы вбивать национальную идеологию заставляют сбривать бороды.

Тем временем, бравые солдаты правоохранительных органов Кыргызстана, с радостью пропуская через свою границу таджикских экстремистов, греют уши на идеях своих парламентёров.

Нурсулуу Амантаева

Яндекс.Метрика