(Russian) Комментарий эксперта: Игорь Савин – о конфликте в Южном Казахстане

Sorry, this entry is only available in %ўзбек:, : and % For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

«Считаю своим долгом прокомментировать информацию о ситуации в Сарыагашском районе ЮКО, поскольку немного владею ситуацией в целом по этому региону, хотя о последних событиях узнал только из СМИ.

Было бы слишком поверхностным считать этот инцидент свидетельством наступления какого-то нового этапа «обострения межэтнических отношений» или иллюстрацией того, что сломалось что-то, что раньше работало в «казахстанской модели межэтнического согласия». Бытовые драмы, на основе которых происходит мобилизация по этническому признаку, происходили, происходят и, боюсь, будут происходить постоянно во всех регионах, и не только Казахстана. Значительную их часть удается локализовать на самом первом этапе и о них не становится известно СМИ и широкой публике. Нужно отметить, что в последнее время участились случаи неформального информирования общественности о подобных инцидентах без участия СМИ, которые местные власти пытаются заблокировать. Это нужно учитывать руководству на местах. Усилия по блокировке СМИ выглядят оправданными (предотвращение эмоциональных обсуждений и возможного расширения мобилизации), но явно не эффективными. Нужно быть готовым комментировать самые трагические события самым откровенным образом, подчеркивая, с одной стороны, социально-экономический или лично-бытовой мотив первого инцидента и, с другой стороны, недопустимость использования коллективного ресурса «своих» для восстановления справедливости вместо ресурса органов власти и общественных институтов.

В том, что произошло я вижу, прежде всего, свидетельство неэффективности действий местного сообщества и местных властей, которые дали возможность и повод сторонникам и родственникам погибшего «самим наказать» обидчика. Этническую мобилизацию облегчил и тот факт, что на низовом уровне декларируемые конституционные принципы о равенстве всех прав всех граждан независимо от их этнической, религиозной, языковой и т.д. принадлежности, разбиваются об неравный доступ к административным и другим ресурсам государства, поскольку этот доступ регулируется конкретными лицами, использующими этот ресурс в своих интересах. В этой ситуации каждая сторона может считать себя обделенной и обиженной. Одни будут считать, что к нам будут несправедливы, «так как нас мало», другие – что «эта сплоченная диаспора отмажет своего». И в том, и в другом случае найдется повод для решения проблемы «своими силами». Такой подход подрывает легитимность и устойчивость системы государственных органов и общественных институтов.

Не раз уже говорилось, в том числе и с трибуны Ассамблеи народа Казахстана (АНК), что входящие в состав Ассамблеи институты по поддержанию специфических культурных запросов этнических меньшинств (здесь Казахстану по праву есть, чем гордиться), необходимо дополнить системой разграничения в конкретных случаях общегражданской и этнической идентичности. Иными словами, локальный администратор (сотрудник сельской администрации, участковый и т.д.) должен различать, когда перед ним гражданин Казахстана, на права и обязанности которого не влияет его этническая принадлежность, а когда – носитель специфических прав ( как правило, в узких областях образовательной и культурной сферы). Сегодня же, в локальной практике, слова «казах», «узбек», «таджик» означают, зачастую, не носителя отличающихся культурных особенностей, а носителя подразумеваемых негласных, но очень эффективных статусов и ресурсов. И представители локальной власти являются жертвами тех же стереотипов.

Для преодоления этих тенденций необходимо вводить в практику подготовки низовых администраторов специальных тренингов по управлению этническими различиями на локальном уровне, которые могут быть созданы на основе многочисленных рекомендаций Верховного Комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств с учетом казахстанских реалий.

Казахстан является членом ОБСЕ и, стало быть, субъектом и объектом действия этих рекомендаций, тогда как на уровень повседневных взаимодействий эти рекомендации не доходят. Определенные миротворческие навыки наработаны и в системе общественных организаций АНК – советов старейшин этно-культурных центров и т.д. Они возникали в ходе предотвращения конкретных трагических ситуаций и бесценны по своему значению. Но, как правило, этот опыт не обобщается, так как о неприятных инцидентах стараются не вспоминать.

Очень тревожным выглядят сообщения о якобы пассивных действиях полиции и пожарных в инциденте в Сарыагашском районе. Возможно, они порождены особым эмоциональным состоянием очевидцев, но в любом случае должны быть проверены и стать предметом серьезных разбирательств. Сегодня легко встать на позицию обвинения правоохранительных органов, но нужно учитывать, что они подготовлены для работы с учетом административного и уголовного кодекса РК, то есть в ситуации, когда перед ними – на всех сторонах конфликта – граждане одной страны. Но в реальности они сталкиваются с ситуациями, когда основой локальной солидарности субъектов действий, в том числе и противоправных, является лояльность по признаку этничности, землячества, родства и т.д. В этих условиях их навыки оказываются недостаточными, так как все связанное с «культурой» и культурными различиями считается относящимся к ведомству Ассамблеи народа Казахстана.

Как представляется, подобные инциденты должны стать поводом для усовершенствования системы местного самоуправления, взаимодействия разных государственных и общественных институтов и подготовки кадров.

Игорь Савин,

ведущий научный сотрудник научного центра «История и этнология» Южно-Казахстанского государственного университета им. М. Ауэзова

научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института Востоковедения РАН

Международное информационное агентство «Фергана»