(Russian) Тайна памирских ледников

Sorry, this entry is only available in %ўзбек:, : and % For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Памир – это самое прекрасное и самое загадочное место, где каждый ледник хранит в себе тайну веков. Здесь соединяются мощные горные системы – Гиндукуш, Каракорум, Куньлунь, Тянь-Шань и Гиссаро-Алай, которые вместе с Памиром образуют Памиро-Алайскую горную систему. 

Один из великих ледников под названием «Пик Ленина» (на территории Таджикистана – с 2006 «Пик имени Абу Али ибн Сина»), является самой высокой горной вершиной на Памире, и расположена она на границе Кыргызстана и Таджикистана в Заалайском хребте. На ледниках этого сказочного горного хребта живут о два народах.
Один из них это памирские таджики, легендарная история которых еще не до конца изучена, и живут они на этих вершинах испокон веков. Другое, менее древнее население, это памирские кыргызы.
Немного из истории памирских кыргызов. Западные районы Памира в конце XIX века были разбиты на отдельные полузависимые полуфеодальные владения. Накануне завоевания Средней Азии в этом крае существовали три феодальных государства: Бухарский эмират, Кокандское и Хивинское ханство. При ханах Алиме (1800 – 1809), Омаре (1809 – 1822) и Мухаммед-Али (Мадали, 1822 – 1842) Кокандское ханство достигло наибольшей политической мощи, и её территории были расширены. Присоединились к Кокандскому ханству города Ташкент, Ходжент, Каратегин, Дарваз, Куляб, Алай.
Только на одной территории Западного Памира существовало несколько самостоятельных и полузависимых государств — Шугнан, Рушан, Вахан, Шахдара, Ишкашим, Горон и другие. Ханы и Шахи названных владений имели родственные отношения с правителями соседних государств: Кашгара, Бадахшана, Коканда, Читрала, Кундуза и других.
Весь Памир входил в состав Кокандского ханства. Там же по соседству с памирскими таджиками жили и киргизы. Об этом русские исследователи-историки, которые наблюдали за политическими событиями в Кокандском ханстве, писали так: «В то время, когда русские двигались вглубь по Средней Азии, в Коканде стала преобладать власть киргизов». Худаярхан, властвовавший на ханском троне около 30 лет, во многом опирался на киргизов, которые в общественно-политической жизни Кокандского ханства занимали значительное место.
В дальнейшем, в разные периоды времени, периодически происходили столкновения между русскими войсками, афганскими войсками эмира Абдурахман-хана и войсками кокандского хана Худаяра. С установлением Советской власти на Памире его территория вплоть до 1923 года входила в состав Ферганской области Туркестанской Автономной Советской Социалистической Республики, как «Памирский район», а с 15 августа 1923 года – как «Памирская область».
Если в обширной Ферганской долине история узбеков сплетена с историей таджиков, то на суровой горной местности Памира, история тейитских киргизов тесно связана с историей памирских таджиков.
Одним из знатных тейитских киргизов был тысячник кокандского хана Худояра – Джапаркул. Он руководил мургабскими киргизами. После революции 1917 года, опасаясь гражданской войны, коллективизации и перехода на оседлость Джапаркул вместе со своими подданными бежал в Ваханский коридор Афганского Памира, где еще с 1575 года жили киргизы. Большая часть этих кыргызов, переселилась в северные районы нынешнего Таджикистана, меньшая часть – в Афганистан. Из этой меньшей части в 1953 в Турцию переехали 2,5 тыс. человек, или 450 семей в Курдистан (вилайет Ван). Все эти киргизы являются подданными последнего киргизского хана Рахманкула, сына Джапаркула, тысячника Худоярхана. Рахманкулхан родился в 1913 году на территории нынешней Горно-Бадахшанской автономной области Республики Таджикистан.
Позже Рахманкул со своими людьми численностью более чем в 1300 человек бежал в Пакистан, где провёл со своими подданными долгие 4 года. После столкновения с местными кашмирцами часть его поданных осталась в Пакистане, а другая часть переехала в Турцию.
Раздробление кыргызов династии Рахманкул-хана. Так, кыргызские племена тейит разделились на три части: афганские кыргызы, таджикские кыргызы и турецкие кыргызы.
Первые из них, таджикские кыргызы после установления советской власти до сих пор живут на территории Таджикистана и учатся на своем языке. После независимости их положение сильно ухудшилось, так как учебные пособия, которые при советской власти централизованно обеспечивались Кыргызстаном, не соответствуют образовательной программе Таджикистана. Некоторые из учебников силами самой киргизской интеллигенции переведены с таджикского языка, что недостаточно для общего интеллектуального развития учащихся. На родном языке по программе средних школ Таджикистане не разработаны такие учебные пособия, как «Азбука», «Книга для чтения», «Родной (кыргызский) язык» и кыргызская «Литература». На кыргызском языке книги почти не издаются, учебники на родном языке правительством Таджикистана не обеспечиваются. Несмотря на все трудности, сегодня среди кыргызов Таджикистана много специалистов, которые получают образование в Кыргызстане. По приезду домой они работают в разных отраслях народного хозяйства. Таджикские киргизы беспрепятственно получают гражданство Кыргызстана и уезжают в свою этническую страну.
Вторая часть, кыргызы Афганистана, по развитию отстают от нынешних киргизов почти на два столетия. Этот малочисленный народ (всего 1400 человек) отрезан от внешнего мира. В основном это племена тейит и кезек, которые проживают в селе Кара Думур афганской части Памира, на высоте 4500 метров от уровня моря. Чтобы добраться до них нужно проделать четырехдневный поход через горные хребты и ущелья Таджикистана и Афганистана пешком по Ваханскому коридору. Транспортной дороги не существует.
У населения практически отсутствует какая либо документация. Что такое медицинское обслуживание они не знают. Девочек с 13 лет выдают замуж, в результате чего становясь матерями, они живут максимум проживают всего сорок лет. Народ живет, не видя фруктов в суровом климате. Их основная пища – это мясо и молоко. Говорят на родном киргизском языке.
Школа функционирует на языке дари (персидский). Большинство населения не понимает и не говорит по персидски. В 2016 году всего 64 ученика (в основном мальчики) учились в школе. До здания школы дети добираются пешком 4 часа.
Несмотря на все трудности, памирские киргизы сохранили свой национальный быт и уклад, берегут свой родной киргизский язык в его первозданном виде. Но в настоящее время они не нужны ни афганскому, ни киргизскому правительству.
В 2014 году правительство Кыргызстана доставило в этот горный аул 60 тонн гуманитарной помощи. Дети никогда не видели яблок, арбузов и других фруктов. Каждый кыргыз, живущий в этой мести, мечтает побывать у себя на Родине, в Кыргызстане. Правительством Кыргызстана было перевезено лишь пять семей на постоянное место жительство на Родину. Это немногое, что сделало правительство Кыргызстана для своих зарубежных памирских соотечественников.
Третья часть турецкие киргизы, живут сравнительно неплохо. Это та часть киргизов, которые выехали из Пакистана. Организация Объединённых Наций предоставила им статус беженцев и оказала необходимую помощь. В августе 1982 года Рахманкул-хан с семьёй и подданными общей численностью 1138 человек (293 семьи) на самолётах ООН были перевезены в Турцию.
Но, постепенно общаясь все больше на турецком и курдском языках, эти кыргызы уже забывают свой родной язык. В школе учатся на турецком языке. Очень редко получают высшее образование. Молодежь составляет 80% общей численности киргизского населения. Учитывая историческую роль их предков, правительство Турции привлекает кыргызов в полицию, поскольку из них получаются хорошие стражи порядка.
Беженцы-киргизы живут в основном в экономически отсталых регионах и в самом сердце турецкого Курдистана, где киргизы были призваны увеличить тюркоязычное население. У них высокая рождаемость и низкая смертность. Однако, эти киргизы тоже продолжают испытывать трудности социального и этнического характера.
Еще есть китайские кыргызы (около 160 тысяч человек). Они живут в Восточном Туркестане на западе КНР, где киргизы имеют своё автономно-территориальное образование – Кызылсу-Киргизский автономный округ (в составе Синьцзян-Уйгурского автономного района). Эта территория граничит с территорией Кыргызстана (Иссык-Кульская область, Нарынская область, Ошская область) и Таджикистаном (Горно-Бадахшанская автономная область).
После подавления Среднеазиатского восстания в 1916 году часть киргизов бежала в Китай, где впоследствии в приграничной провинции Синьцзян был образован Кызылсу-Киргизский автономный округ. Исторические исследования также показали, что на территории современного Китая киргизы жили еще со времен династии Хань, то есть с III века до нашей эры. Китайские кыргызы говорят на кыргызском языке, который относится к тюркской языковой группе алтайской языковой семьи. Однако, письменный вариант кыргызского языка в Китае создан на основе арабской графики. Китайские кыргызы говорят на двух диалектах: южном и северном.
Современные китайские кыргызы исповедуют ислам суннитского толка. Часть из них привержены к шаманизму, другая часть исповедуют монголо-тибетский буддизм. Также как и киргизы Кыргызстана, они широко празднуют Навруз. Китайско-кыргызская кухня очень богата овощами, мясом и молочными блюдами. Национальные кыргызские лепешки пекут на углях по старым рецептам. Кыргызы занимаются скотоводством, а на равнинной местности земледелием.
Послесловие. Как бурные памирские реки, бьющиеся своей волной миллион раз о берег, так и история вновь и вновь восстанавливает на своих страницах исторические личности, имена которых по различным причинам забыты.
После распада Советского Союза и приобретения независимости Правительство Кыргызстана не уделяло нужного внимания этим народам. Но, во всех странах постсоветского пространства с переменой политической атмосферы переменились и взгляды на прошлое.
Все же Рахманкули-хан был храбрецом, героем, который своей справедливостью имел свое место в истории своего времени. Его имя на страницах истории нынешнего Кыргызстана забыто и едва не утеряно из памяти народа. Но, его семейная династия, его внуки и правнуки сегодня живы и проживают за пределами Кыргызстана, сохраняя культуру и язык своего народа. Сегодня многочисленное потомство Рахманкули-хана проживает в Турции, Афганистане, Китае и Таджикистане.
Хотя власти Кыргызстана несколько раз пытались репатриировать памирских и китайских кыргызов в республику, из-за нехватки бюджета эти планы плохо были воплощены в жизнь.
Все кыргызы, которые проживают в Афганистане и Таджикистане, в Китае и Турции отличаются низким уровнем жизни, малограмотностью и занимаются, преимущественно, скотоводством. Удастся ли им всем сохранить свою самобытность в стремительно модернизирующемся мире, это вопрос времени.
Но, в данный момент правительству Кыргызстана необходимо обратить внимание на памирских кыргызов, которые отстают по всем параметрам от других кыргызских переселенцев. Учитывая их немногочисленность, а также отсутствие школ и медицинского обслуживания организовывать для них гуманитарный коридор воздушными путями возможно только путем переговоров с афганской стороной. Существуют иные пути сообщения, кроме как пешком по Ваханскому коридору, так как данное село находится в северо-восточном Афганистане – в районе Вахан, провинции Бадахшан возможны обходные транспортные и воздушные пути сообщения.
Только путем дипломатических переговоров с афганской стороной, решение о переселении этого малочисленного народа на историческую родину представляется возможным. Но, для этого кыргызская сторона должна быть заинтересованной в решении этого политического узла.
Малочисленные киргизские племена, переселившиеся в Таджикистан, Афганистан, Пакистан, Турцию и Китай, все же надеются, что давно забытые памирские ледники, перегородившие все пути их возвращения на Родину в скором времени растают, и они вместе со своими семьями увидят горные ущелья, прекрасные озера и сочные фруктовые сады своего родного солнечного Кыргызстана!

Акинбек Алтынбеков

Яндекс.Метрика