(Russian) Исламский терроризм, или Политические игры

Sorry, this entry is only available in %ўзбек:, : and % For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Обстановка в Кыргызстане, где постоянно тлеет очаг напряженности в Ферганской долине, осложняется близостью к Афганистану, который является источником экстремизма и наркотрафика. Впрочем, в регионе, где сошлись интересы ведущих стран мира, по определению не может быть спокойно.

В стране, где большинство жителей являются приверженцами ислама, недавно в Кара-Суйском районе Ошской области был задержан мужчина средних лет – имам Рашод Камалов. В отношении него возбуждено уголовное дело: он обвиняется в экстремистских высказываниях о ситуации в Сирии и призыве к религиозной вражде. Подобные настроения в Кыргызстане не исключение.

По оперативным данным, на джихад из КР уезжают целыми семьями. В зону ближневосточного военного конфликта мужья забирают жен и детей. Делают они это по собственному убеждению, так как уверены, что едут на священную войну с неверными.

Как предотвратить в республике угрозу нарастающего экстремизма? Вероятно, следует применить медицинский принцип: очаг инфекции локализовать и устранить в зачаточном состоянии, чтобы потом не пришлось лечить весь организм и не бороться с осложнениями.

Запад и Восток

Увеличение технических и финансовых возможностей добавило экстремизму и терроризму новые черты и масштаб, эти явления стали подлинно международными.

По словам директора независимого аналитического центра «Религия, право и политика» Кадыра Маликова, объявление джихадистских течений на Ближнем Востоке о намерении создать исламское государство – халифат, за которым могут стоять третьи силы, рождают угрозу для Кыргызстана и Центральноазиатского региона в целом. «В геополитическом направлении это выгодно многим странам для дискретизации религии. И происходящее сейчас в Европе, по сути, является столкновением Запада и Востока на цивилизационных основах, то есть противопоставлением двух ценностных систем – светских, демократических и исламских», – поясняет Кадыр Маликов.

Об этом говорили и участники мирного митинга в Бишкеке, выступавшие под лозунгом «Я люблю пророка». «Все это чистейшей воды провокация, а теракт в редакции сатирического журнала «Шарли Эбдо» – политический заказ. Это сделали не мусульмане, мы против подобных карикатур, и в то же время против кровопролития, поэтому мы призываем граждан не позволять втягивать себя в террористическую деятельность, особенно молодежь», – говорит духовный деятель Озбек ажи Чотонов.

Как рассказал ИА «24.kg» представитель 10-го Главного управления Министерства внутренних дел Султан Муратов, за 2014 год в стране зафиксировано 283 факта экстремистского проявления, а в 2013-м – 234. Это тенденция к росту. «К тому же в последнее время мы часто выявляем деятельность не только «Хизб ут-Тахрира», но и так называемых салафитов, которые в свою очередь делятся на различные течения – жааматы, и некоторые из них имеют агрессивную, радикальную направленность», – отмечает Султан Муратов.

Не секрет, что наши соотечественники поддаются влиянию экстремистских организаций, которые занимаются вербовкой и отправкой наших граждан в зону боевого конфликта. В Сирию из страны к настоящему времени уехали более 200 человек, погибли более 20 граждан КР.

Слабый иммунитет

Кыргызстан позиционирует себя как светское демократическое государство, где провозглашена свобода слова и вероисповедания. Как рассказал ИА «24.kg» экс-муфтий Чубак ажи Жалилов, для того чтобы не допустить существования радикальных и деструктивных религиозных организаций, необходимо ужесточить законы. «Не нужно ждать, пока экстремисты совершат какие-либо неправомерные действия, надо пресекать их заранее», – утверждает он. Как видим, и он предлагает тот же самый медицинский принцип.

«В стране в данный момент наблюдается влияние шиитского течения в исламе. Некоторые образовательные учреждения под видом обучения культуре стран Востока пропагандируют совершенно другие идеологии. Поэтому необходимо укрепление и развитие традиционных умеренных форм суннитского ислама на основах религиозно-правовой школы ханафизма», – поясняет Чубак ажи Жалилов.

По официальным данным, в КР насчитывается около 2 тысяч 400 религиозных организаций. Среди них есть и организации христианского толка, и иудаистские, и исламские, и многие другие. При этом 14 из них запрещены в силу того, что признаны экстремистскими и деструктивными.

По словам политолога Константина Сыроежкина, сотрудника Казахстанского института стратегических исследований при президенте, ислам не причина и не катализатор возникновения экстремистских течений, корень проблемы – в сложности социально-политической ситуации в государствах, их вовлеченности в глобальные и региональные конфликты. «Однако терроризм, мотивируемый религиозно-национальными побуждениями, никоим образом не является исключительным «достоянием» мусульман. Он существует среди христиан, иудеев и индуистов, даже в странах Западной Европы и США некоторые конфессиональные и культурные центры проповедуют радикальные идеи, и это терпят во имя поощрения культурного многообразия», – утверждает Константин Сыроежкин.

«Одним из условий для распространения деятельности радикальных организаций является кризис в структуре государственного управления, а также экономические и социальные проблемы, неравномерное распределение богатств», – отмечает Кадыр Маликов.

По сути, у страны в целом, как и у граждан в отдельности, ослаб иммунитет к воздействию внешних факторов. Ведь не случайно деструктивные организации выступают под лозунгом социальной справедливости и равенства, значит, они удовлетворяют чьи-то острые потребности в этом, создают притягательность среди религиозно-неграмотных и безработных категорий населения.

Лакомый кусок

«На сегодня складывается опасная и парадоксальная ситуация, которая связана с политическим процессом. Многие понимают, что мусульманский электорат является самым лакомым кусочком, который еще никто не использовал, и поэтому за этот ресурс идет определенная борьба, настоящая политическая игра, относительно того, где и как его можно правильно использовать. К тому же многие партии исчерпали свой идейный, ценностный потенциал. Все они одинаково демократические, социальные, поэтому актуально использование исламских лозунгов, они предпочтительны в политике для привлечения народа», – рассказывает теолог Кадыр Маликов.

Специалисты утверждают, что нельзя допускать политизации религии. В то же время государство не должно вмешиваться во внутриконфессиональную деятельность данных учреждений и объедений за исключением случаев, предусмотренных законами КР. Государство регулирует их внешнюю работу – распространение вероучения, осуществление духовного образования, создание и содержание религиозных объектов, благотворительных фондов.

«Просветительская» вакцина 

И эксперты, и духовные лидеры не раз отмечали: дабы не допустить воздействия на массы радикальных и деструктивных идеологий, необходимо повышать уровень образования общества. Как известно, информированность населения является важнейшим инструментом предотвращения провокации и лжепропаганды. Чтобы она не сработала, чтобы не нашла питательную среду, необходимо делать своевременную профилактику и прививать общество вакцинами, которые смогут в дальнейшем противостоять «радикальным» вирусам и инфекциям. Пока же в Кыргызстане, и не только, вследствие неосведомленности многие молодые люди поддаются их влиянию через непосредственное общение, попадают в сети вербовщиков и, словно овцы, становятся послушными чужой воле. Особенно активную роль в этом играют технические достижения последнего времени – Интернет и социальные сети. В криминальных сводках правоохранительных органов то и дело проходят сообщения о том, что распространители экстремистских идей используют эти ресурсы в качестве площадки для их продвижения.

В КР для повышения религиозной грамотности населения в январе презентовали научно-практическое методическое пособие, которое, по словам заместителя директора Государственной комиссии по делам религий Закира Чотаева, представляет базовые сведения по сегодняшней обстановке в стране, рассказывает о действующих религиозных организациях – и зарегистрированных, и запрещенных, а также об основных понятиях.

Теологи обеспокоены тем, что в стране наблюдается децентрализация муфтията. На сегодня учения в мечетях и медресе часто противоречат друг другу, каждый имам выдвигает свои взгляды и убеждения – вплоть до противоположных: у одного это считается халал, у другого – харам. Нет регулирования и четких стандартов, которые определяет национальный религиозный центр.

Как рассказал ИА «24.kg» заместитель верховного муфтия Замир кары Ракиев, совсем недавно в КР функционировали около 80 медресе, сейчас их число сократилось до 62. «Действительно, каждый использовал свою учебную базу, основанную на египетской, арабской, иранской или традиционной, присущей для кыргызов, идеологии. Но теперь мы вводим единую программу для всех. Для этого собрали всех преподавателей и провели семинар, на котором все согласились с таким решением. На первом этапе уже распространены учебники для ознакомления. Новая программа основана на традиционных умеренных идеологиях, которые характерны для нашей страны, сохранившихся еще от наших предков. Сейчас мы переходим к единым стандартам», – поясняет Замир кары Ракиев.

Он добавил, что кроме этого во всех мечетях – а в стране их более двух с половиной тысяч – во время пятничных молитв, где имамы читают лекции по полчаса, также будут утверждены единые темы и рамки.

В здоровом теле – здоровый дух

«На данный момент идет процесс реформирования работы ДУМК, в частности аттестация. Согласно нашему уставу муфтий, его заместители и казы областей должны иметь светское и религиозное высшее образование, а имамы, хатифы – среднее религиозное. Пока еще процесс полностью не завершен, но уже есть предварительные результаты: те, кто не соответствуют требованиям, уже освобождаются от должностей», – сказал заместитель верховного муфтия.

По словам экспертов, сегодня нередко приходится слышать о так называемом светском экстремизме. Это еще одна крайность. Суть ее в том, что светская часть населения не хочет слышать, не видит ничего, что касается религии. Это отголоски советского прошлого. Своеобразная духовная глухота. Есть и такая категория людей, которые признают лишь одну конфессию – ту, к которой принадлежат – мусульманскую или христианскую. Других для них не существует. Установить разумный баланс в обществе – задача государства. Оно должно поддерживать умеренные религиозные организации и пресекать деструктивные.

Для сохранения мира и спокойствия в Кыргызстане, отмечают духовные деятели и эксперты, предстоит сделать немало, объединив при этом усилия и государственных, и религиозных структур. Необходимо понимание и со стороны общества, что проблему в одиночку не решить, требуется совместная работа всего социума в целом, основанная на уважении и толерантности.

 

ИА «24.kg», Нуржамал ГАНЫЕВА

 

  

 

Яндекс.Метрика